Обеспечение безопасности людей, которые отправляются ил пребывают на ЖД станциях и вокзалах, сохранность целостности грузов – это приоритетные задачи администрации пунктов остановки, а также местных, ведомственных и государственных подразделений пожарной охраны. Это связано с тем, что ЖД станции представляют собой сложные объекты в плане технического оснащения и организации мероприятий для ликвидации очагов воспламенения, с ограничением режима допуска на территорию и повышенной пожарной нагрузкой. Большие вокзалы – это объекты, которые представлены многофункциональными зданиями и комплексами с множеством людей, не совсем хорошо ориентирующимися в планах путей эвакуации, планировке и выходов.
В нормативной документации по пожарной безопасности вносится множество задач, но основное требование касается выполнения норм и требований всеми лицами, которые находятся на ЖД станции.
Оглавление
Содержание зданий, сооружений и территории
Действия администрации вокзала в случае возникновения пожара
Объекты защиты
ЖД вокзалы – это часть комплексов узловых, крупных станций, остановочных пунктов для пассажиров. Они размещены в зданиях, в том числе, многофункциональных, необходимы для обслуживания пассажиров и лиц, которые пользуются разными видами услуг – покупка билетов, получение грузов, хранение багажа.
Железнодорожные вокзалы принадлежат к категории предприятий, занятых обслуживанием граждан. Их характеризует превышение численности пассажиров над количеством людей, относящихся к обслуживающему персоналу. В статье 32 «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности», есть классификация, соответственно которой вокзалы принадлежат к классу функциональной пожарной опасности Ф3.3.
ЖД станции представляют собой остановочные пункты, которые необходимы для бесперебойной работы всей инфраструктуры. Они позволяют осуществлять:
- Прием, отправку, обгон грузовых составов, поездов для пассажиров;
- Маневры по формированию и расформированию составов;
- Выдачу и приемку багажа и грузов;
- Техсервис подвижного состава.
Требования
Для изложения совокупности основных требований пожарной безопасности на ЖД вокзалах используется целая совокупность нормативной документации.
Касательно материалов отделки есть несколько документов с требованиями:
- Отделка стен, потолков, полов и заполнения подвесных конструкций в залах ожидания выполняется из материалов, имеющих класс КМ0;
- Стены и потолки путей эвакуации покрывают материалами класса опасности более КМ0 и КМ1;
- Полы должны покрываться материалами класса не более КМ1 и КМ2.
Есть особые требования к путям эвакуации и эвакуационным выходам ( соответственно СП 1.13130.2020, СП 417.1325800.2018):
- Эвакуационным можно считать выходы из 50% лестничных клеток и коридоров, которые направлены непосредственно наружу, на открытую платформу или эстакаду.
- Для эвакуационных выходов наружу или на лестничную клетку из коридоров, а также ширину лестничных маршей требуется устанавливать соответственно количеству эвакуируемых лиц через этот выход в расчете на 1 м ширины выхода, степени стойкости к огню и класса пожарной опасности.
- Для встроенных автомобильных стоянок и гостиниц требуется выделить самостоятельные пожарные отсеки, у которых есть свои пути эвакуации.
Если специальные требования пожарной безопасности к структуре водопровода внутри объекта (СП 417.1325800):
- При организации внутреннего противопожарного водопровода для зоны разгрузки и сортировки багажа требуется рассчитывать на объем не менее двух струй с расходом от 5 л/с каждой, а для общественной части здания две струи и более с расходом от 2,5 л/с.
Содержание зданий, сооружений и территории
Важно содержать территорию вокзала в чистоте. Дорожки подметаются регулярно, подбирается мусор, тополиный пух и опавшая листва, производственные отходы и снег перевозятся для утилизации.
Важно оставить свободные подъездные пути к зданию, чтобы у пожарной техники была возможность легко добраться. У переездов через ЖД пути должны быть сплошные настилы. Освещение обязательно должно быть включено в ночное время.
Лотки, сточные канавы, кабельные траншеи должны очищаться от горючего мусора, жидкости, закрываться негорючими плитами.
Нельзя разжигать костры, сжигать мусор и сухую траву без разрешения со стороны пожарной охраны.
Проходы, лестницы и коридоры в здании должны быть свободными.
Проработка плата эвакуации должна осуществляться лицензируемой организацией. На путях не должно быть закрытых дверей или турникетов, препятствующих эвакуации. Материалы отделки обязательно нетоксичные и стойкие к горению, а покрытия полов закреплены надежно.
Помещения складского и производственного назначения обязательно помечаются табличками с указанием категории пожарной опасности.
Полностью запрещается:
- Выполнять уборку с применением горючих жидкостей;
- Изменять функциональное назначение объектов без предварительного согласования с соответствующей службой пожарной охраны;
- Оставлять электроприборы включенными после завершения работы;
- Отогревать трубы посредством открытого огня.
Помещения чердаков, в также подвальные и технические этажи должны быть закрыты на замки постоянно.
В конце каждого рабочего дня должен проводиться осмотр всех помещений объекта ответственным лицом за пожарную безопасность.
Помещения, в которых находятся пассажиры, обязательно усиленно защищаются.
Для изготовления камер хранения используются негорючие материалы, нельзя устанавливать антресоли.
Действия администрации вокзала в случае возникновения пожара
В случае возникновения пожара сотрудники должны:
- Сообщить в пожарную часть, указав адрес, место воспламенения и свою фамилию;
- Приступить к тушению, эвакуировать людей и стараться спасти материальные ценности.
Руководитель (или иное должностное лицо) при пожаре:
- Должен продублировать сообщение о пожаре администрации и пожарной части;
- Привлечь добровольцев к тушению;
- Выводить людей с объекта;
- Отключить подачу электричества, остановить оборудование, которое работает, но только не противопожарную защиту;
- Проверить включение систем защиты;
- Помочь бригаде пожарных подъехать, подключиться к гидранту, проинформировать о каких-то специфических особенностях объекта.
По любому случаю воспламенения администрация должна провести полное расследование.