Шлейф пожарной сигнализации представляет собой совокупность извещателей и выносных элементов, которые соединены проводником. Его задача состоит в отправке сообщений приемно-контрольному прибору о неисправностях и тревогах. Типы шлейфов пожарной сигнализации различаются соответственно структуре, а требования к ним прописаны в СНиП и ФЗ №123.
Оглавление
Требования
К шлейфам пожарной сигнализации предъявляется не так много требований, и все они состоят в том, чтобы обеспечить полноценную работу системы в случае воспламенения на объекте в течение конкретного промежутка времени. Степень огнестойкости кабеля должна совпадать с помещением.
Для оконечного компонента требуется дополнительная конструктивная или какая-то иная огнезащита.
В соответствии с ФЗ нормы по кабелю регламентированы указом от 10 июля 2012. В нем прописано:
- Шлейф пожарной сигнализации обладает сопротивлением, которое выдержит открытое пламя определенный промежуток времени. Система оповещения и сигнализации будет полностью работоспособна, пока люди не покинут объект.
- Кабель должен соответствовать ГОСТу. В качестве обозначения шлейфов пожарной сигнализации применяется маркировка, регламентированная ФЗ, которая должна наноситься на обмотку кабеля.
- Вертикальные и горизонтальные проходки требуется защищать негорючими компонентами в сочетании с огнезащитой. Кабеля нужно прокладывать с использованием термостойкой обмотки. Внутри пустот, ниш и стен перекрытия укладка кабеля проводится с использованием гофротруб. При открытой прокладке пожарной сигнализации рекомендовано использовать провод, стойкий к огню.
- При монтаже в сочетании с другими проводниками обязательно требуется наносить термоизолирующую обмотку.
- Для ТО пожарной сигнализации обязательно нужно приглашать профильного эксперта, который осуществляет монтаж систем оповещения и имеет соответствующие сертификаты.
Для точного выявления зоны воспламенения требуется, чтобы все компоненты системы оставались работоспособными. Для пожарной сигнализации важно монтировать кабель, обладающий определенной степенью стойкости к открытому огневому воздействию. Для расчета предела используются требования ППБ, которые предъявляются к элементам несущих конструкций.
Виды шлейфов
Определение подходящего сечения проводника, максимальной длины шлейфа и остальные аспекты вычисляются после того, как будет выбрана определенная схема подсоединения датчиков. Существует совокупность базовых методов решения поставленной задачи.
1. Пороговые системы на базе радиального шлейфа. Один прибор управления типа моноблок способен управлять линиями и датчиками в количестве не более 10. Чтобы увеличить возможности, монтируется еще один контрольный блок. Система получила свое наименование благодаря принципу работы, заложенному в ее основу. Каждый датчик имеет собственный порог чувствительности. Когда он достигается, датчик срабатывает.
Недостаток пороговой системы состоит в большом количестве ложных сигналов. Если шлейфы проложены совместно с другими кабелями, то это сильно усугубляет ситуацию. Место возгорания нельзя точно выявить. Система оповещения срабатывает только на сигнал разрыва линии, поэтому требуется проверять весь шлейф.
Среди преимуществ подобного решения называют малую стоимость оборудования и проводимых работ по монтажу.
2. Пороговые структуры с модульным шлейфом. Они почти не отличаются от предыдущей схемы, разница состоит только в том, что используется модуль, способный контролировать работу нескольких линий одновременно. Шлейф имеет такие параметры, которые обеспечивают дублирование сигналов оповещения, что достигается посредством двухпороговых конструкций.
3. Адресно-аналоговые линии. За контроль системы отвечает модуль с подключенным кольцевым шлейфом. Датчики не принимают решение о наличие возгорания, они отвечают за трансляцию сигналов на пульт.
В системах с кольцевым построением шлейфов можно отсеивать ненужную информацию. сигналы дублируются, а потом передаются на контрольные пульты. Благодаря анализу можно отличить случаи возгорания от обрыва или иной неисправности. Благодаря транзитной прокладке можно укладывать кабель длиной до 2 тыс. м.
4. Комбинированные системы. Чтобы сигнал можно было вывести диспетчеру, используется аналоговое или пороговое оборудование. Это современный комплекс сигнализации, в котором учтены все недостатки предыдущих линий. Использование кольцевых систем упрощает поиск неисправностей шлейфа.
Комбинированные системы используются внутри и снаружи помещений. Для второго случая необходим экранированный кабель, предназначенный для улицы.
Применение
Марка провода, используемая для организации ПС, определяется соответственно классу пожароопасности объекта и используемой системы оповещения. При формировании проектной документации важно решить, какой термокабель будет использоваться и остальные типы материалов.
Есть несколько параметров, влияющих на выбор кабеля:
- Расчет сечения. Когда мощности и пропускной способности не хватает, часто возникают неточные срабатывания пожарных датчиков. Для систем порогового типа слаботочный кабель часто становится причиной активации ложной сигнализации.
- Защита проводника должна быть достаточной. Кроме теплоизоляции и обмотки, стойкой к пламени, требуется понижение чувствительности шлейфа. Разрешен монтаж защищенного провода. При наличии сбоев ПС, связанных с чувствительностью проводника, требуется измерить сопротивление изоляции шлейфа.
- Маркировка. На обмотке проводника должны указываться такие параметры, как наличие экранирования шлейфа, предел огнестойкости и остальные. По правилам маркировки кабельных линий обязательно нужно указывать коэффициент горючести и дымности.
При монтаже проводной сигнализации требуется прокладывать только маркированный кабель, на котором есть класс огнестойкости. Могут использоваться такие обозначения литерами:
- НГ – негорючий – классифицируется от A до D по мере огнестойкости.
- LS – прокладываются во взрывоопасных зонах, в групповом лотке. При горении не становится источником вредных испарений.
- HF – горение не сопровождается выделением веществ, обладающих высокими коррозионными свойствами. Можно прокладывать в кабельном лотке совместно с остальными проводами сигнализации.
На бухтах проводов обязательно должна быть маркировочная бирка и инструкция по монтажу. Изготовитель указывает сроки эксплуатации кабельной линии.
При выборе нормы по прокладке шлейфов упор делается на используемую систему сигнализации и требования ППБ, действующие на данный момент. В СНиП и ПУЭ указывается весь перечень кабелей, которые допустимы к применению. Если рекомендации нарушены, то это приводит к неисправности сигнализации.
При использовании кабеля, не соответствующего нормам, инспектор МЧС обнаружит это, выпишет пояснительную записку, а также привлечет к административной ответственности. Действующие шлейфы потребуется заменить в срок, указанный инспектором.
Прокладка шлейфов ПС
Монтаж системы сигнализации и последующее ТО прописаны в ВСН 116-87 и СНиП 3.05.06-85. Выделяется несколько наиболее важных правил:
- Запрещено соединять шлейфы оповещения одной линии – кабель должен быть цельным.
- Используемые провода имеют только медную жилу.
- При воздушной прокладке используется стальной трос, натягиваемый между опорами. Провода не должны провисать.
- Если для линии используется телефонный провод, то требуется обязательный резервный кабель.
- Для определения сечения многожильного медного проводника используется коэффициент вероятной потери напряжения.
- В пустотах, нишах и за подвесными потолками прокладка реализуется исключительно в пожаростойкой гофре.
- Внешняя прокладка реализуется в канализации или почве. Если это не удается сделать, то допускается крепление кабеля к столбу или размещение под навесами.
- При укладке оптического кабеля снижается степень экранирования.
- ТО требуется проводить каждые 3-4 месяца. Осмотр выявляет любые дефекты. Если есть ложные срабатывания, шлейф обязательно прозванивается.
При проведении расчетов необходимого объема расходных материалов требуется учитывать разделку проводов. Так можно точно вычислить метраж, а также не столкнуться с дополнительными расходами.